?

Log in

No account? Create an account
«РАСПРЯМЛЯЯ ХРЕБТЫ И СРЫВАЯ БИНТЫ…» - НОВЫЙ РЕФТ. Памяти Эдуарда Маркевича [entries|archive|friends|userinfo]
newreft

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

«РАСПРЯМЛЯЯ ХРЕБТЫ И СРЫВАЯ БИНТЫ…» [дек. 18, 2011|12:21 pm]
newreft
[Tags|, ]

«РАСПРЯМЛЯЯ ХРЕБТЫ И СРЫВАЯ БИНТЫ…»

Талантливо сделанный кинофильм в первый раз обычно смотрится сердцем, вызывая яркий эмоциональный всплеск. И лишь во второй просмотр, когда утрачивается эффект новизны и чувства уступают место разуму, можно всесторонне оценивать кинокартину. К тому же мой второй просмотр фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» состоялся сразу после участия в митинге против фальсификаций на выборах, в результате чего некоторые киноэпизоды раскрылись с новой, подчас неожиданной стороны.

В том, что создатели фильма выбрали именно этот, очень непростой и проблемный отрезок жизненного и творческого пути Высоцкого, видится влияние и подход самого Владимира Семёновича. В одном из своих выступлений, рассказывая, почему он пишет много песен о войне, поэт отметил, что это песни-ассоциации, герои которых находятся в момент риска, в следующую минуту могут заглянуть в лицо смерти. И таких персонажей он чаще находит именно в военной тематике. Высоцкому интересен человек на переломе судьбы, там, где слетают маски и высвечиваются истинные черты характера.

В фильме мы видим Высоцкого на таком же переломном этапе. Он вовсе не слаб и не столь зависим от своего окружения, как это может показаться кому-то на поверхностный взгляд. Он просто устал – очень сильно, почти смертельно. И, тем не менее, остаётся сильной и цельной натурой, не отступающей от своих принципов и мировоззрения.

Однако невыносимая усталость даёт о себе знать. Не только физическая, но и душевная. Как истинный поэт, Высоцкий свободолюбив, однако тесные рамки тоталитарной страны душат, не дают вздохнуть полной грудью. Кругом ложь, фальшь, лицемерие, подлость… Гнёт на каждом шагу: чтобы прорваться к любимой женщине в Париж, приходится подделывать характеристику с места работы, выстаивать очередь в ОВИРе, и всё тщетно: на пути встаёт полковник КГБ, недвусмысленно намекая: мол, надо бы вести себя покладистей, тогда, возможно, что-то и получится. И только рванув на «Мерседесе» через две сплошных, можно утешить самого себя: хоть в чём-то ещё чувствуешь себя свободным, нарушая установленные «ими» запреты.

Алкоголь не помогает снять эту давящую усталость. Более того, медики, выводя из похмельного синдрома, посадили Высоцкого на морфий, без которого он теперь не может жить и работать. А морфий относится к разряду наркотиков, со всеми вытекающими отсюда проблемами.

Уже полгода как Высоцкий не написал ни одной новой песни, и вынужден исполнять на концертах прежний репертуар. Коллеги переживают и стараются ему помочь: например, наивно выглядит попытка доктора предложить в качестве сюжета для песни случай с выпивохой, закупорившим себе трахею «шкаликом». И резкая реакция Высоцкого на эту идею говорит о том, что сам он болезненно переживает свой творческий застой.

Да и сами концерты… Значительная часть их идёт «мимо кассы», но это мера вынужденная: в государстве всеобщей уравниловки незаурядный человек не может легальным образом получать столько, сколько реально стоит его выдающийся талант, помноженный на тяжкий труд.

Понятны и проблемы КГБ: Высоцкий не просто народный кумир, но ещё и известен на Западе, и даже связан с иностранкой. Просто так его уже не устранишь, не упрячешь, не вызвав этим брожения умов и международных осложнений. Особенно не нужно затевать такой скандал перед Олимпиадой-80, которой не слишком популярный в мире Советский Союз придавал серьёзнейшее пропагандистское значение. Поэтому Высоцкого надо вынудить утихнуть, свернуть хотя бы на год свою бунтарско-песенную активность, а в идеале – побудить петь «по нужным режиму нотам». Но вот как это сделать? Целые полковники днюют и ночуют на службе, решая эту нелёгкую задачу…

В результате событий фильма, сплетающихся в сложный клубок, Высоцкий выходит из творческого кризиса. Он прошёл точку экстремума сам и волей-неволей вовлёк в прохождение собственных критических точек жизненного пути друзей и недругов – тех, кто оказался в его орбите. Он вновь увидел, как люди, поставленные перед фатальным выбором на переломе судьбы, делают этот выбор в пользу человечности и мужества. Это вновь напитало его творческий дух – и в самолёте, разорвав сигаретную пачку, Высоцкий начинает писать стихи.

А теперь – пожалуй, главная идея фильма. Величина Высоцкого как человека, как личности, как поборника справедливости настолько огромна, что меняются сами люди, контактировавшие с ним: распрямляются, смелеют и даже открыто выступают против подлости. Великий человек своим примером перерождает к лучшему тех, кому довелось с ним общаться, контактировать, работать…

Администратор и доверенное лицо Леонидов – с циничным мировоззрением торгаша, в начале фильма с фальшивой заботливостью уговаривает Высоцкого лечь в больницу (при этом прозрачно намекая на необходимость концертов в Узбекистане), а после его клинической смерти клянётся бросить всё и даже ценой своей отставки собственноручно отправить Высоцкого в клинику Склифасовского.

Администратор Ташкентской филармонии Фридман: какой неожиданно сильный бунт «маленького человека»! Попавший на крючок КГБ, с перепугу сдавший всех и вся, он тоже проходит через свой перелом судьбы и делает справедливый выбор, восстав против «органов» и демонстративно-открыто уничтожив улики.

Подруга Татьяна Ивлева… Готовая по первому зову сорваться и лететь на край света, сметая все преграды, рискуя и жертвуя собой. Она прекрасно знает, что, хоть на её стороне молодость и красота, но она никогда не вытеснит из сердца Высоцкого Марину Влади: там глубокие и прочные чувства. (Кстати, этим ей язвительно «козыряет» Леонидов). Но ей этого и не требуется: она рада просто любить, дарить себя и быть рядом с любимым человеком. И она действительно оказывается жизненно необходимой, поскольку только её решительность спасает поэта от клинической смерти.

Но апофеоз превращения спутников, попавших в «орбиту Высоцкого» - полковник КГБ Виктор Михайлович Бехтеев. В начале демонстрируя целеустремлённость и матёрую хватку оперативника, вцепившегося во «врага государства», на протяжении фильма он начинает всё чаще задумываться, и, в конце концов, не только отпускает Татьяну и Фридмана, но и демонстративно, на глазах представителя московских «органов», уничтожает собранные на них досье.

Что побудило матёрого «сторожевого пса режима» пожертвовать своей безупречной карьерой, должностью, будущим? Когда произошло перерождение? В тот ли момент, когда он прослушивал гостиничный номер Высоцкого, а тот молил Бога за своих родных и близких, силами которых он только и жив… Или когда переступивший через свой страх, (а страх перед всесильными «органами» был впаян у советского человека на уровень подсознания), администратор Фридман ворвался выручать Высоцкого с пылающей урной для мусора, где, обмирая от своей решимости, сжёг улики – корешки концертных билетов… Или ещё раньше, когда схваченная на перевозке морфия Татьяна, в ответ на недвусмысленный намёк полковника, знает ли она город Анадырь, храбро ответила: «Я там родилась!». А в это время камера крупным планом показала страничку её паспорта, где местом рождения указана Москва. И понял тогда суровый полковник, что даже эта 19-летняя девушка, ещё не битая жизнью и не выработавшая внутренний стержень, и то осмеливается выступать против него, потому что защищает дорогого ей человека – Высоцкого.

Эти спонтанные бунты «маленьких людей», посмевших выступить против репрессивных органов, способствуют перерождению самого полковника. На благодатную почву попадают слова Высоцкого о свободе и «ошейнике», и о птицах, которых человек выпускает из клеток, чтобы самому стать чуточку свободнее... И в конце фильма мы видим на взлётной полосе полковника, впервые за весь фильм символично снявшего свой тесный галстук, узел которого накануне ему «заботливым жестом» подтягивал московский полковник – очевидный и удачный образ-символ «ошейника» и освобождения от него. В открытую выступив против Системы, Бехтеев обрёл частицу свободы, носителем которой был Высоцкий и которой он «заражал» всех вокруг – и при личном общении, и через свои песни, и через актёрские работы…

Считается, что Советский Союз привели к краху три причины: непосильная гонка вооружений в годы «холодной войны», Афганская война (в противовес которой США в сговоре с арабами обрушили мировые цены на нефть, на которых только и держался СССР) и Чернобыльская авария. Экономически это так и есть.

Однако не менее важными были и общественно-психологические причины. В эпоху «поздней брежневщины» ложь и фальшь, подлость и лицемерие зашкалили за все мыслимые пределы. В конце концов, даже у самых аполитичных людей зародилось подсознательное отторжение морально прогнившей Системы, которая к началу 80-х уже вызывала не ощущение величия и всесилия, а чувство утопичной беспросветности и жалостливой брезгливости. И песни Высоцкого, воспевавшего настоящих людей, смелых, прямых, сильных, помогали прорастать этим проклюнувшимся всходам. Причём – даже внутри самой Системы, руководители которой сами видели, куда привела их «кривая генеральная линия»: видели, но не могли уже остановиться, опутанные связями и повязанные свершёнными деяниями. Не случайно в фильме член ЦК КПСС приходит на концерт Высоцкого и стоя аплодирует этому поэту, отнюдь не одобряемому официальной властью – аплодирует, хотя на концерте тот не смог спеть ни одной песни, просто за мужество поэта и его неотъемлемое право быть внутренне свободным, не «прогибаться», как все остальные...

Увы, в наше время история повторяется вновь: опять ложь и подлость вышли из берегов, захлестнув государство так, что даже самому равнодушному обывателю всё очевидно до тошноты. Но вот творческого человека такой величины, как Высоцкий, пока что не видно. А он нужен нам сегодня. Очень нужен.

Роман Топорков ((С))
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: newreft
2011-12-21 02:13 pm
Спасибо за Ваши замечания. Почему именно этот отрезок жизни - сказать трудно: это выбор сценариста. Могу лишь предполагать. И предположения у меня такие.
Вы, наверное, заметили, что, несмотря на исторически достоверный антураж (где-то в и-нете прочитал коммент понимающего инженера о том, что даже автобусы ЛАЗ в Средней Азии ржавели именно так, как показано в фильме - что-то там с песком и ветром связано, и с расположением коррозионных зон - при том, что попробуйте достать в наше время такой автобус, кроме как со свалки, где они ржавые насквозь и полностью; про рубашки, причёски и т.д. вообще не спорю - не компетентен), фильм несколько "осовременен" в плане работы оператора (наезды камеры, крупные планы и т.д.), и режиссуры. Сделано это с очевидной целью: чтобы фильм смотрели ВСЕ, в том числе современные тинейджеры, привыкшие к современному способу подачи материала. Я могу об этом говорить, потому что сам фрилансерствую (в свободное от работы время, ес-сно). И по сугубо технологическим темам по узкопрофильному направлению. Да и то мне редакторы сказали: чтоб тебя читали и воспринимали значительные (для их окупаемости) массы читателей - надо немножко вот то... и немножко вот это вот так подавать. XXI век на дворе: время специфическое и всё такое.
Если бы создатели фильма взяли Париж, Нью-Йорк, Шемякина, Бродского и т.д. - это был бы классный фильм... для узкого круга интеллектуалов. Увы, он бы не окупил вложенных в его создание средств.
Насчёт тинов и нарколомки: то, что Высоцкий кололся не ради получения каких-то заоблачных глюков (как они), а потому, что попал в зависимость по ПРЯМОЙ ВИНЕ медиков, снимавших похмельный синдром морфием - вот это в фильме акцентировано слабо. Это их просчёт!
А вот насчёт диких проблем с властями - это как раз плюс фильма. Мне нравится фильм "Не бойся, я с тобой!" (помню, смотрел его с этого же года, когда Брежнев был уже нестрашным жупелом, которого по старой памяти боялись, но молодёжь уже хихикала). Там есть такая фраза одного из главных героев: "Мудрец свободен и в тюрьме". Так вот - Высоцкий, в немалой степени страдавший от КГБ, ОВИРов и т.д. - он был внутренне свободен. В то время так мог только ОН. И ОН был таким. И этот фильм (который Вам не понравился) - он и показывает Высоцкого ТАКИМ. Владимир Семёнович не лез на баррикады, не размахивал плакатами - он делал своё дело, как понимал его сам. И тем самым приносил огромнейшую ОГРОМНЕЙШУЮ пользу обществу.
В общнем, я сейчас слегка нетрезв (тяжёлые дни выдались, годовые отчёты, сопутствующие конфликты и т.д.), но исходя из всего вышесказанного резюмирую:
1) фильм затронул общество, заставил о себе говорить, вспомнить Высоцкого тем, кто его знал, и заставить размышлять тех, кто не знал - это огромный плюс (особенно для молодого поколения). Мы с Вами говорим не о тех, кто из XX века, а о тех, кто будет нести эстафету дальше - чтобы Высоцкий жил всегда,
2) Личности с большой буквы (особенно творцы в сфере искусства и науки) - всегда имели и будут иметь проблемы с властями, потому что служители режима - они всегда рутинные клерки, механически нужные единицы, надёжные и безотказные винтики, но при этом - посредственности,
3) объект фильма - один из самых тяжёлых периодов в жизни Высоцкого. Потому он и интересен для исследования,
4) это уже ИМХО. Я высоко ценю Дмитрия Астрахана как режиссёра. Помню его по фильмам "Всё будет хорошо", "Тёмная ночь", "Зал ожидания", "Всё по-честному" и т.д. Для меня Астрахан - это эталон режиссёра (никакие Михалковы там и рядом не валялись). И он бы никогда не пошёл сниматься в дерьмовый фильм (а тут он сыграл администратора Ташкентской филармонии). Более того: ИМХО,на режиссуру фильма о Высоцком он оказал серьёзное влияние.
В итоге мы получили фильм,на который, по крайней мере, идёт зритель. И его это "цепляет", ему хочется обсуждать дальше (кто за, кто против). Не в этом ли главная задача фильма?
(Ответить) (Thread)